Рене Лалик ( Renй Jules Lalique 1860 - 1945)- французский ювелир и стеклянных дел мастер, один из выдающихся представителей арт-нуво. выдающийся художник, имя которого в европейском ювелирном искусстве рубежа XIX – XX веков связано с рождением одного из самых романтических стилей в мировой художественной культуре – модерна.
Рене Лалик – великолепный ювелир, мастер золотого и серебряного дела, прекрасный рисовальщик, блестящий стилист, дизайнер и мэтр художественного стекла – принадлежит к плеяде лучших художников своего времени. Его творения еще при жизни стали классикой XX столетия.
О Рене Лалике до сих пор говорят только в превосходной степени. Разносторонность его таланта поражает: он был уникальным дизайнером и искушенным предпринимателем, изысканным ювелиром и тончайшим мастером художественного стеклоделия. Его без преувеличения можно назвать революционером ювелирного искусства.
Он являлся смелым экспериментатором в работе с цветными камнями, эмалями и различными сплавами металлов. В истории ювелирного искусства имя Рене Лалика стоит в одном ряду с прославленным российским мастером Карлом Фаберже, знаменитыми французскими ювелирами Фредериком Бушероном и Луи Франсуа Картье, известным американским художником и дизайнером Луи Тиффани.
Некоторые произведения художника, выполненные в 1896–1897 годах по заказу французского правительства, служили официальными памятными подарками во время визита императора Николая II во Францию в 1896 году и президента Французской Республики Феликса Фора в Россию в 1897 году, олицетворяя собой дружественные отношения двух держав.
У Лалика заказывала украшения русская императрица Александра Федоровна, супруга Николая II..
Художник создавал драгоценности для великой французской актрисы Сары Бернар, его произведения пользовались большим спросом у модниц Парижа, Москвы, Санкт-Петербурга и других городов мира.
Парфюмер Франсуа Коти наливал первый в
мире шипровый аромат во флакон его работы, «Нормандия» и «Восточный
экспресс» отправлялись к далеким параллелям, украшенные его стеклянными
панно. Его произведения пользовались спросом у модных парижанок и
жительниц других столиц мира. Рене Жюль Лалик, ювелир и художник по
стеклу, по праву считается одним из лидеров стиля ар нуво.
Рене
Лалик стал легендой своей эпохи — в какие-то двадцать четыре года.
Именно тогда, в 1884 году, Альфонс Фуке сказал по поводу молодого
художника: «До сих пор я не знал ни одного дизайнера украшений — и
только что познакомился с первым». В судьбе Рене везение играло
минимальную роль, а главная была отдана каторжному труду: он рисовал,
моделировал, лепил, проводил испытания дни и ночи напролет, чтобы
создать «доселе невиданные вещи»
Есть легенда, что однажды Рене Лалик пришел в “Бушерон”, известнейший
ювелирный дом, и принес эскиз украшения с двумя летящими ласточками. Директор
дома скривился и объявил, что такое украшение будет “слишком экстравагантным”
для его клиенток. Но Лалик не отступился и воплотил украшение в материале. В
его следующий визит директор без разговоров выложил за украшение требуемую
сумму.
Директора остальных домов проделывали тот же путь
– от первоначальных сомнений в том, что “плебейские” бабочки и колосья из
перламутра и полудрагоценных камней, или еще того хуже – хрусталя, понравятся
дамам высшего света – до готовности покупать все, что Лалик предложит их домам
за любые деньги. Когда Лалику надоело ходить на поклон к владельцам “Картье”,
“Бушерона” и других общепризнанных ювелирных домов, он открыл собственный магазин.
На той же улице, что и эти дома. И произошло то, чего боялись директора,
считавшие, что украшения Лалик отпугнут клиентуру. Да, они-таки отпугнули – от
бриллиантов. Часть клиентов этих домов действительно перекочевали к Рене
Лалику, предпочтя хрусталь, бабочек, перламутр и цветы холодному блеску
бриллиантов и рубинов.
Украшения Лалика были абсолютно новаторскими – впервые мастер стал
использовать рога, панцири, перламутр, хрусталь, жемчуг, эмаль – соединяя их
иногда с драгоценными или полудрагоценными камнями так, что получались
стильные, ажурные и оригинальные украшения. Мастер виртуозно обрабатывал любой
материал – от слоновой кости до эмали или металла.
Комментариев нет:
Отправить комментарий