"Чтобы получить признание - надо, даже необходимо, умереть" - говорила Фаина Георгиевна Раневская. Наверняка, надо, но не ей. Раневская и при жизни была признана и любима за талант, за роли в кино и театре и за афоризмы – меткие и ироничные, часто едкие, и, безусловно, остроумные.
Она никогда не стеснялась в выражениях. Ее шутки иногда кажутся продуманными и придуманными заранее, на самом деле остроумие Раневской "сродни рефлексу – оно непроизвольное".
"Ох уж эти несносные журналисты! Половина лжи, которую они распространяют обо мне, не соответствует действительности", говорила она. Действительно, анекдоты и истории о Раневской уже стали частью фольклора, а некоторые их них и вовсе выдумка. РИА Новости постарались собрать самые правдивые из этих историй.
"На сцене жить нужно"
Фаина Раневская (ее настоящая фамилия - Фельдман) родилась в Таганроге, в весьма состоятельной семье. В 1915 году она уехала в Москву, чтобы стать актрисой. Путь этот был тернист…
"Первый сезон в Крыму, я играю в пьесе Сумбатова Прелестницу, соблазняющую юного красавца. Действие происходит в горах Кавказа. Я стою на горе и говорю противно-нежным голосом: "Шаги мой легче пуха, я умею скользить, как змея..." После этих слов мне удалось свалить декорацию, изображавшую гору, и больно ушибить партнера. В публике смех, партнер, стеная, угрожает оторвать мне голову. Придя домой, я дала себе слово уйти со сцены".
"Белую лисицу, ставшую грязной, я самостоятельно выкрасила чернилами. Высушив, решила украсить ею туалет, набросив лису на шею. Платье на мне было розовое, с претензией на элегантность. Когда я начала кокетливо беседовать с партнером в комедии "Глухонемой" (партнером моим был актер Ечменев), он, увидев черную шею, чуть не потерял сознание. Лисица на мне непрестанно линяла. Публика веселилась при виде моей черной шеи, а с премьершей театра, сидевшей в ложе, бывшим моим педагогом, случилось нечто вроде истерики… И это был второй повод для меня уйти со сцены".
Раневская всегда была очень критична и к себе, и к своим коллегам.
"Я не признаю слова "играть". Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене жить нужно".
"С удовольствием била бы морды всем халтурщикам, а терплю…"
"Для меня всегда было загадкой - как великие актеры могли играть с артистами, от которых нечем заразиться, даже насморком. Как бы растолковать бездари: никто к вам не придет, потому что от вас нечего взять. Понятна моя мысль неглубокая?"
Раневская была актрисой поразительного актерского дарования, на сцене ей было подвластно все – комедия, драма, трагедия... В театре Моссовета, где Раневская играла в последние годы своей жизни, она постоянно конфликтовала с режиссером Юрием Завадским. Одна из историй, связанных с совместной работой с Завадским, служит яркой иллюстрацией того, какой она сама была на сцене.
"В "Шторме" Билль-Белоцерковского Раневская с удовольствием играла "спекулянтку". Это был сочиненный ею текст - автор разрешил. После сцены Раневской - овация, и публика сразу уходила. "Шторм" имел долгую жизнь в разных вариантах, а Завадский ее "спекулянтку" из спектакля убрал. Раневская спросила у него: "Почему?"
Завадский ответил: "Вы слишком хорошо играете свою роль спекулянтки, и от этого она запоминается чуть ли не как главная фигура спектакля..."
Раневская предложила: "Если нужно для дела, я буду играть свою роль хуже".
"У каждого из нас есть свой Myля"
Большинство наших современников видели Раневскую лишь в кино. "Свадьба", "Золушка", "Весна" и, конечно же, "Подкидыш". Эти фильмы известны во многом благодаря ее героиням, сама же актриса к своим работам в кино относилась скептически: "Деньги съедены, а позор остался", "Сняться в плохом фильме – все равно что плюнуть в вечность".
"Главная" роль, о которой вспоминает каждый, услышав фамилию "Раневская", – властная Ляля из комедии "Подкидыш" 1939 года и ее легендарная фраза "Муля! Не нервируй меня!". Многие считают, что эту фразу для фильма придумала сама Раневская, но на самом деле она была "изобретением" Рины Зеленой, которая вместе с Агнией Барто написала сценарий к фильму. "Мулей" назвал Раневскую даже Брежнев, когда вручал ей орден Ленина, ответ актрисы не заставил себя ждать: "Леонид Ильич, так ко мне обращаются или мальчишки, или хулиганы".
Эта фраза стала "проклятием" актрисы, в какой-то момент Раневская просто возненавидела ее. Действительно, сколько можно терпеть в след крики "Муля! Не нервируй меня", тем более что сама актриса считала эту роль незначительной. Но к "фанатам Мули" она относилась терпимо.
Во время эвакуации Ахматова и Раневская часто гуляли по Ташкенту вместе. "Мы бродили по рынку, по старому городу, - вспоминала Раневская. За мной бежали дети и хором кричали: "Муля, не нервируй меня". Это очень надоедало, мешало мне слушать Анну Андреевну. К тому же я остро ненавидела роль, которая принесла мне популярность. Я об этом сказала Ахматовой. "Не огорчайтесь, у каждого из нас есть свой Myля!" Я спросила: "Что у вас "Myля?" "Сжала руки под темной вуалью" - это мои "Мули", - сказала Анна Андреевна".
"Люди стыдятся бедности и не стыдятся богатства"
Родители Раневской были весьма состоятельными людьми. Но после 1917 года все изменилось. Революция и ее вождь сразу вызвали в душе Раневской нехорошие предчувствия.
"Знаете, когда я увидела этого лысого на броневике, то поняла: нас ждут большие неприятности", - говорила она о Ленине.
Ее семья эмигрировала за границу, а Фаина осталась в России одна. Бывшая наследница довольно большого состояния вдруг оказалась буквально на улице, выжить ей тогда помогли только друзья.
В последующие годы, даже став знаменитой актрисой, Раневская никогда не была богата, часто давала в долг, сама оставаясь без денег, и больше заботилась о своей собаке, чем о себе. В 1948 году в своей записной книжке она сделала запись: "Перерыла все бумаги, обшарила все карманы и не нашла ничего похожего на денежные знаки..."
Но при этом никогда не переживала из-за недостатка денег: "Не понимаю, люди стыдятся бедности и не стыдятся богатства".
"Я не умею выражать сильных чувств, хотя умею сильно выражаться"
Раневская не любила говорить о себе, а тем более писать. По собственному признанию актрисы, она много раз начинала писать дневники и даже мемуары, но всегда уничтожала написанное: "Писать о себе плохо не хочется, хорошо – неприлично. Значит надо молчать". Тем не менее и в сохранившихся записных книжках актрисы, и воспоминаниях ее коллег и современников сохранились ее едкие замечания.
"Жизнь отнимает у меня столько времени, что писать о ней совсем некогда".
Замуж Раневская не вышла и никогда не имела детей. Однажды кому-то из знакомых она рассказывала о своем бывшем возлюбленном: "Сегодня встретила свою первую любовь. Шамкает вставными челюстями. А какая это была прелесть! Мы оба стеснялись нашей старости".
"Настоящий мужчина - это мужчина, который точно помнит день рождения женщины и никогда не знает, сколько ей лет. Мужчина, который никогда не помнит дня рождения женщины, но точно знает, сколько ей лет - это ее муж".
"Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и - глупыми, чтобы они могли любить мужчин".
Одиночество и свой возраст она переживала болезненно, но при этом отчаянно шутила: "Я как старая пальма на вокзале, никому не нужна, а выбросить жалко".
На вопрос "Вы заболели, Фаина Георгиевна?" она привычно отвечала: "Нет, я просто так выгляжу..."
После спектакля Раневская часто смотрела на цветы, корзину с письмами, открытками и записками, полными восхищения, - подношения поклонников ее игры - и печально замечала: "Как много любви, а в аптеку сходить некому".
Чувство юмора было ее защитным механизмом, помогавшим выжить. Актриса Ольга Аросева рассказывала, что, уже будучи в преклонном возрасте, Фаина Георгиевна шла по улице, поскользнулась и упала. И, лежа на тротуаре, кричала прохожим своим неподражаемым голосом: "Люди! Поднимите меня! Ведь народные артисты на улице не валяются!"
"Стареть скучно, но это единственный способ жить долго".
"Старухи бывают ехидны, а к концу жизни бывают и стервы, и сплетницы, и негодяйки... Старухи, по моим наблюдениям, часто не обладают искусством быть старыми. А к старости надо добреть с утра до вечера!"
"Старость – это просто свинство. Я считаю это просто невежество бога, когда он позволяет доживать до старости. Уже все ушли, а я все живу…"
"Дальше – тишина…"
В театре им. Моссовета с огромным успехом шел спектакль "Дальше – тишина…", в основном благодаря исполнителям главных ролей Фаине Раневской и Ростиславу Плятту. Как-то после спектакля к ней подошел один из зрителей и спросил: "Простите, а сколько вам лет?" "В субботу будет 115", - ответила Раневская. "В такие годы и так играть!" - восхищенно воскликнул поклонник.
В этом спектакле Раневская в последний раз вышла на сцену 24 октября 1982 года, а в июле 1984 года ее не стало. Сегодня ей исполнилось бы 115 лет.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
http://www.ria.ru/culture/20110827/422844330.htmlОна никогда не стеснялась в выражениях. Ее шутки иногда кажутся продуманными и придуманными заранее, на самом деле остроумие Раневской "сродни рефлексу – оно непроизвольное".
"Ох уж эти несносные журналисты! Половина лжи, которую они распространяют обо мне, не соответствует действительности", говорила она. Действительно, анекдоты и истории о Раневской уже стали частью фольклора, а некоторые их них и вовсе выдумка. РИА Новости постарались собрать самые правдивые из этих историй.
"На сцене жить нужно"
Фаина Раневская (ее настоящая фамилия - Фельдман) родилась в Таганроге, в весьма состоятельной семье. В 1915 году она уехала в Москву, чтобы стать актрисой. Путь этот был тернист…
"Первый сезон в Крыму, я играю в пьесе Сумбатова Прелестницу, соблазняющую юного красавца. Действие происходит в горах Кавказа. Я стою на горе и говорю противно-нежным голосом: "Шаги мой легче пуха, я умею скользить, как змея..." После этих слов мне удалось свалить декорацию, изображавшую гору, и больно ушибить партнера. В публике смех, партнер, стеная, угрожает оторвать мне голову. Придя домой, я дала себе слово уйти со сцены".
"Белую лисицу, ставшую грязной, я самостоятельно выкрасила чернилами. Высушив, решила украсить ею туалет, набросив лису на шею. Платье на мне было розовое, с претензией на элегантность. Когда я начала кокетливо беседовать с партнером в комедии "Глухонемой" (партнером моим был актер Ечменев), он, увидев черную шею, чуть не потерял сознание. Лисица на мне непрестанно линяла. Публика веселилась при виде моей черной шеи, а с премьершей театра, сидевшей в ложе, бывшим моим педагогом, случилось нечто вроде истерики… И это был второй повод для меня уйти со сцены".
Народная артистка СССР Фаина Георгиевна Раневская в роли миссис Сэвидж в спектакле "Эта странная миссис Сэвидж" Московского таетра им. Моссовета.
"Я не признаю слова "играть". Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене жить нужно".
"С удовольствием била бы морды всем халтурщикам, а терплю…"
"Для меня всегда было загадкой - как великие актеры могли играть с артистами, от которых нечем заразиться, даже насморком. Как бы растолковать бездари: никто к вам не придет, потому что от вас нечего взять. Понятна моя мысль неглубокая?"
Раневская была актрисой поразительного актерского дарования, на сцене ей было подвластно все – комедия, драма, трагедия... В театре Моссовета, где Раневская играла в последние годы своей жизни, она постоянно конфликтовала с режиссером Юрием Завадским. Одна из историй, связанных с совместной работой с Завадским, служит яркой иллюстрацией того, какой она сама была на сцене.
"В "Шторме" Билль-Белоцерковского Раневская с удовольствием играла "спекулянтку". Это был сочиненный ею текст - автор разрешил. После сцены Раневской - овация, и публика сразу уходила. "Шторм" имел долгую жизнь в разных вариантах, а Завадский ее "спекулянтку" из спектакля убрал. Раневская спросила у него: "Почему?"
Завадский ответил: "Вы слишком хорошо играете свою роль спекулянтки, и от этого она запоминается чуть ли не как главная фигура спектакля..."
Раневская предложила: "Если нужно для дела, я буду играть свою роль хуже".
"У каждого из нас есть свой Myля"
Большинство наших современников видели Раневскую лишь в кино. "Свадьба", "Золушка", "Весна" и, конечно же, "Подкидыш". Эти фильмы известны во многом благодаря ее героиням, сама же актриса к своим работам в кино относилась скептически: "Деньги съедены, а позор остался", "Сняться в плохом фильме – все равно что плюнуть в вечность".
"Главная" роль, о которой вспоминает каждый, услышав фамилию "Раневская", – властная Ляля из комедии "Подкидыш" 1939 года и ее легендарная фраза "Муля! Не нервируй меня!". Многие считают, что эту фразу для фильма придумала сама Раневская, но на самом деле она была "изобретением" Рины Зеленой, которая вместе с Агнией Барто написала сценарий к фильму. "Мулей" назвал Раневскую даже Брежнев, когда вручал ей орден Ленина, ответ актрисы не заставил себя ждать: "Леонид Ильич, так ко мне обращаются или мальчишки, или хулиганы".
Эта фраза стала "проклятием" актрисы, в какой-то момент Раневская просто возненавидела ее. Действительно, сколько можно терпеть в след крики "Муля! Не нервируй меня", тем более что сама актриса считала эту роль незначительной. Но к "фанатам Мули" она относилась терпимо.
Фаина Раневская (Ляля), Петр Репнин (Муля) и Вероника Лебедева (Наташа) в фильме "Подкидыш", снятом в 1939 году. Премьера цветной версии фильма состоится в начале мая в эфире Первого канала. (Кадр предоставлен Дирекцией общественных связей Первого канала).
"Люди стыдятся бедности и не стыдятся богатства"
Родители Раневской были весьма состоятельными людьми. Но после 1917 года все изменилось. Революция и ее вождь сразу вызвали в душе Раневской нехорошие предчувствия.
"Знаете, когда я увидела этого лысого на броневике, то поняла: нас ждут большие неприятности", - говорила она о Ленине.
Ее семья эмигрировала за границу, а Фаина осталась в России одна. Бывшая наследница довольно большого состояния вдруг оказалась буквально на улице, выжить ей тогда помогли только друзья.
В последующие годы, даже став знаменитой актрисой, Раневская никогда не была богата, часто давала в долг, сама оставаясь без денег, и больше заботилась о своей собаке, чем о себе. В 1948 году в своей записной книжке она сделала запись: "Перерыла все бумаги, обшарила все карманы и не нашла ничего похожего на денежные знаки..."
Но при этом никогда не переживала из-за недостатка денег: "Не понимаю, люди стыдятся бедности и не стыдятся богатства".
"Я не умею выражать сильных чувств, хотя умею сильно выражаться"
Раневская не любила говорить о себе, а тем более писать. По собственному признанию актрисы, она много раз начинала писать дневники и даже мемуары, но всегда уничтожала написанное: "Писать о себе плохо не хочется, хорошо – неприлично. Значит надо молчать". Тем не менее и в сохранившихся записных книжках актрисы, и воспоминаниях ее коллег и современников сохранились ее едкие замечания.
"Жизнь отнимает у меня столько времени, что писать о ней совсем некогда".
Замуж Раневская не вышла и никогда не имела детей. Однажды кому-то из знакомых она рассказывала о своем бывшем возлюбленном: "Сегодня встретила свою первую любовь. Шамкает вставными челюстями. А какая это была прелесть! Мы оба стеснялись нашей старости".
"Настоящий мужчина - это мужчина, который точно помнит день рождения женщины и никогда не знает, сколько ей лет. Мужчина, который никогда не помнит дня рождения женщины, но точно знает, сколько ей лет - это ее муж".
"Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и - глупыми, чтобы они могли любить мужчин".
Одиночество и свой возраст она переживала болезненно, но при этом отчаянно шутила: "Я как старая пальма на вокзале, никому не нужна, а выбросить жалко".
На вопрос "Вы заболели, Фаина Георгиевна?" она привычно отвечала: "Нет, я просто так выгляжу..."
Актёры театра Моссовета Фаина Раневская (слева) и Ростислав Плятт (справа) в сцене из спектакля "Дальше - тишина".
Чувство юмора было ее защитным механизмом, помогавшим выжить. Актриса Ольга Аросева рассказывала, что, уже будучи в преклонном возрасте, Фаина Георгиевна шла по улице, поскользнулась и упала. И, лежа на тротуаре, кричала прохожим своим неподражаемым голосом: "Люди! Поднимите меня! Ведь народные артисты на улице не валяются!"
"Стареть скучно, но это единственный способ жить долго".
"Старухи бывают ехидны, а к концу жизни бывают и стервы, и сплетницы, и негодяйки... Старухи, по моим наблюдениям, часто не обладают искусством быть старыми. А к старости надо добреть с утра до вечера!"
"Старость – это просто свинство. Я считаю это просто невежество бога, когда он позволяет доживать до старости. Уже все ушли, а я все живу…"
"Дальше – тишина…"
В театре им. Моссовета с огромным успехом шел спектакль "Дальше – тишина…", в основном благодаря исполнителям главных ролей Фаине Раневской и Ростиславу Плятту. Как-то после спектакля к ней подошел один из зрителей и спросил: "Простите, а сколько вам лет?" "В субботу будет 115", - ответила Раневская. "В такие годы и так играть!" - восхищенно воскликнул поклонник.
В этом спектакле Раневская в последний раз вышла на сцену 24 октября 1982 года, а в июле 1984 года ее не стало. Сегодня ей исполнилось бы 115 лет.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Комментариев нет:
Отправить комментарий